Таты кто они по нации

Азербайджан с древних времен населялся различными племенами, этническими группами, которые тесно соприкасались друг с другом и в результате исторического развития составили ядро азербайджанской народности. Здесь с древности сменяли друг друга многочисленные исторически сосуществовавшие этносы, которых отличали религии, языки, культуры.

Эти этнические группы в течение длинного отрезка времени настолько слились друг с другом, что в настоящее время невозможно отделить их друг от друга и представить отдельные этнические группы вне единого азербайджанского народа. Видный историк Джахангир Зейналоглу в начале 20-го века в своей книге «Краткая история Азербайджана» так описывает формирование азербайджанского народа: «С древнейших времен таты, талыши, лезгины, в дальнейшем населившиеся народности как арабы, курды слились с местными тюрками и таким образом образовался новый тюркский народ, то есть азербайджанские тюрки»

Среди этих этнических групп тюркоязычные, ираночзычные и кавказоячные этносы обладали особым весом. Эта статья посвящается татам - ираноязычной этнической группе, которая с давнейших времен поселилась в Закавказии, в том числе и на территории современной Азербайджанской Республики. Видный ученый, профессор Гамаршах Джавадов, посвятивший долгие годы исследованию истории и этнокультуры этносов, проживающих на территории Азербайджанской Республики, указывает в своем труде тот факт, что среди ираноязычных этносов Азербайджана таты занимают важное место.

Своими традициями, этническими особенностями, национальной и духовной культурой, а также другими этнографическими особенностями этот этнос считается самым близким, а во многих чертах даже составляет единство с азербайджанцами. Таты - один из древнейших народов ближнего и среднего Востока, историческая территория которых расположена на центральной и восточной части нынешней Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана. Небольшое количество татов проживает также в Дагестане.

Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с эпохой империи Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), однако более обширная информация об этом относится уже к временам Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений в Закавказье строили города и крепости, часть из них сохранилась и поныне. Так, по мнению В.Ф.Минорского, таты являются потомками иранцев, переселенных Сасанидами для защиты северной границы империи. Сасаниды поселяли вблизи перевалов значительные колонии своих поданных, главным образом из Каспийских областей. Это подтверждается и названиями некоторых древних татских населенных пунктов – Лагидж (Исмаиллинский р-он) и Хизи (Апшеронский р-он), происходящими от названий округов Лагиджан и Хузистан в Иране.

Среди лагиджцев сохранилось предание, что их предки были переселены во время Сасанидского царя Хосрова Ануширвана. Известный азербайджанский историк М.Г.Велили-Бахарлы в своем произведении «Азербайджан: физико-географический и этнографический очерк» пишет: «Таты, народность также иранского поколения арийцев, сплошной массой занимают ныне южную половину нагорной части северо-восточного Азербайджана и островками в Западном Азербайджане (Зангезур. уезд, села Легвез и Нюгеди). Они являются остатками тех древних парсов, которых Сасаниды (Ездигерд, Хозрой-Нуширван и др.) в IV ст. (309-381) перевели сюда из южной и юго-западной Персии (Исфагана, Табаристана, Лахиджана и проч.) и поселили во всем Восточном Азербайджане – в Каспийских Воротах для защиты северных границ Персии от вторжения кочевых тюркских народностей».

Того же мнения придерживается и другой видный историк Рашид Исмаилов: «С целью предотвращения тюркского и монгольского нашествия правители Сасанидской династии Йездегирд, Хосров Нушираван и др., переселили татов в Азербайджан из Исфагана, Табаристанаи Лахиджана». В годы правления шаханшаха Йездигерда II (438-457) были построены «длинные стены» у Чора; при Каваде I (488-531) – у реки Гильгильчай (Шабранская стена) и горы Беш-Бармак. В ту эпоху в были построены такие города как Бейлаган, Барда, Лайзан (совр. Лахидж) и т. д., которые были заселены выходцами из исторической провинции Парс на юго-западе Ирана, а также из северо-западных Дейлема и Гиляна. Наряду с ними сюда переселялись и персоязычные евреи.

Основным языком Закавказья (исторического Ширвана и Аррана) того времени был среднеперсидский язык (пехлеви), государственной религией – зороастризм. После завоевания Закавказья арабами и исламизации зороастрийского населения наряду с пехлеви стал использоваться и арабский язык. Начавший складываться с того времени новоперсидский язык не только не потерял своей значимости, но и стал языком впоследствии всемирно известной персоязычной изящной поэзии, на нём писали бессмертные корифеи Низами, Хагани, Мехсети и многие другие. Отметим также, что персидский язык в протяжении столетий являлся господствующим языком Закавказья.

Как известно, после русско-персидских войн (19 в.) Персия уступила России Закавказье и одним из стремлений царских властей было ослабление идентификации закавказских мусульман с Ираном, что видимо и послужило тому, что с этого момента началось постепенное вытеснение фарси и местных иранских языков из активного использования. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» так описывает ареал закавказских татов: «таты — народность иранского (персидского) племени, обитающая на Кавказе, в губернии Бакинской (Бакинском и Кубинском уездах.) и Елизаветпольской и в Южном Дагестане (в Кайтаго-Табасаранском округе).»

В этом же источнике также отмечается, что «таты были выведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами. Таты исповедуют мусульманскую религию шиитского толка…» В книге «Народы Кавказа» указывается, что «таты Азербайджана принадлежат к числу древних обитателей Закавказья. Живут в основном таты в районах Сиазанском, Дивичинском, Кубинском, Шемахинском, Исмаиллинском, в г. Баку и на Апшеронском полуострове». В «Большой Советской Энциклопедии» указывается, что таты «по культуре и быту почти не отличаются от азербайджанцев. Верующие таты – мусульмане-шииты, христиане монофизитского толка, иудаисты. Традиционные таты кто они по нации занятия татов – земледелие и садоводство.

Десятки тысяч татов проживают также в Тегеране и в ряде других крупных городов. Таты проживают также и в ряде городов и селений Дагестана (РФ), как Рукел, Музаим, Сабнова, Гимейди, Билкади, Белиджи и т.д. Изначально таты, как и большинство других ираноязычных племен, исповедовали зороастризм. С распространением иудаизма на территории Сасанидского Ирана среди ираноязычных племен, некоторые племена татов приняли иудаизм. Значительная часть татов Кубинско-Хачмазского региона современного Азербайджана и южных районов Дагестана и сегодня исповедуют иудаизм.

М.Е.Мататов пишет по этому поводу следующее: «Исследования русского антрополога К. М. Курдова по антропологии татов-мусульман и татов-иудаистов (1906-1907 г.) свидетельствуют о схожести их антропологических данных. Он отнес обе эти группы к одной и той же среднеазиатской группе народов. Незначительная часть татов в период распространения христианства на Кавказе, приняла эту веру и по сей день среди татов небольшая община является христианами-монофизитами. С ликвидацией албанской, и возрастанием влияния григорианской церкви на Кавказе эта община татов приняла григорианскую ветвь христианства.

В малом количестве имеются и таты-сунниты. Религиозная разобщенность татов в какой-то степени послужила причиной расчленения этого единого народа. Как пишет З.Кулизаде, религия, как правило, в зависимости от условий, является одним из основных этноформирующих факторов. Наряду с этим, как отмечает Г.Джавадов, хотя и таты Азербайджана обладают определенными отличительными качествами по области распространения, этническим признакам, диалектическим особенностям, в сущности, они считаются единым малочисленным этносом.

Таты относятся к индоевропейской языковой группе народов, имеют свою самобытную культуру и язык. Татский язык считается испорченным говором фарси и имеет 2 диалекта, которые сложились в соответствии с историческим разделением татов по вероисповеданию на мусульман и иудаистов. Татско-еврейский диалект является одним из литературных языков Дагестана. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о татском языке говорится: «Язык татов, иначе называемый фарсидским, есть не что иное как испорченный народный говор новоперсидского языка.»

«Литературная энциклопедия» о языке татов пишет следующее: «Татский язык» относится к иранской системе языков, представляя собой одно из новоперсидских наречий… В своей лексике татский язык также весьма близок к персидскому, с соответствующим учетом фонетических изменений. Татоязычного населения на Кавказе до 150 000 человек, живущих разбросанно, вперемешку среди других народов, главным образом среди тюркоязычного населения Восточного Кавказа - азербайджанцев и кумыков.

Разбросанность татоязычного населения имела следствием дробление языка на ряд говоров, в общем все же достаточно близких друг к другу. Из них известное письменное закрепление получили только татские говоры горских евреев, принявших в 1929 латинизированный новый алфавит, а в 1938 с остальными народами Дагестана перешедших на русский алфавит. Литературный яз. горских евреев, впрочем, отражает только южный говор этой группы татов, т. е. говор г. Дербента и г. Кубы, а не северный.

Большинство татов-мусульман владеет азербайджанским языком. Уже давно поставлен вопрос о выработке литературного языка для этой преобладающей массы татского населения, а тем самым и вопрос о том, каким путем должна пойти в дальнейшем выработка единого литературного языка татов». В свое время татский язык был распространен в очень большом ареале.

По этой причине наряду с татами этим языком владели также и другие этнические группы.
В основном литературный татский язык формировался среди татов-иудаистов. Таты-мусульмане же лишены литературного языка и постепенно среди них идет полная языковая ассимиляция с Азербайджанским (тюркским) в Азербайджане, и персидским в Иране. По утвердившемуся в науке мнению, происхождение слова «тат» не имеет этнического характера. Этим термином тюрки обозначали оседлое ираноязычное население Азербайджана. Об этом свидетельствует и само название некоторых групп татского населения.

На джагатайском наречии тюркского языка это слово имеет значение «подданного» живущего у вельможи. Тюркские племена, гордившиеся своим кочевым бытом, давали название «тат» всем побежденным им народам, ведущим оседлый образ жизни. Таково происхождение названия татов, данного тюркскими племенами оседлому иранскому населению Азербайджана (парсам). Поселившись здесь, таты, как господствующая нация, сыграла крупную политическую роль». Того же мнения придерживается и Рашид Исмаилов. Он, в своем произведении «История Азербайджана» пишет, что слово «тат» на джагатайском языке означает «труд». Тюрки, ведущие постоянный кочевой образ жизни, называли подчиненное ими культурное население «тат»ами. Будучи по происхождению персами, таты вынужденно подчинялись тюркскому подданству и назывались своими завоевателями «тат»ами...»

Так, в начале татами стали называться закавказские персы тюрками, в последствии чего это название стало именовать весь оседлый персо-язычный этнос Закавказья и употребляться как название этнической группы. В результате длительного исторического сосуществования татов и азербайджанцев (азербайджанских тюрков) возникло много общих черт в их хозяйстве, культуре и быту. В этом немалую роль играет азербайджанский язык, ставший с XIX века фактически вторым родным языком татского народа.

Следует отметить, что широкое распространение азербайджанского языка значительно сузило сферу функционирования татского языка, который стал бытовым языком сельской местности. Язык этот от соприкосновения с более сильным и легким тюркским, постепенно исчезает из употребления, уступая ему свое место». К концу XIX века распространение азербайджанского-тюркского языка на территории нынешней Азербайджанской Республики среди различных национальных групп достигло такого масштаба, что и в некоторых случаях он даже стал вытеснять отдельные местные языки из общения.

Многие из них считают себя азербайджанцами и во многом утеряли татский язык. Г.А.Гейбуллаев указывает, что «таты в прошлом составляли основу населения Апшеронского полуострова. В настоящее время компактно они живут только в селе Балаханы, самоназванием их является парс. Этим этнонимом в прошлом называли себя и таты села Сураханы. Таты, жившие в ряде селений в недалеком прошлом, теперь говорят на азербайджанском языке» (5, с.108). Это сказывалось всегда и на итогах переписей.

Так, весьма сложно определить точную численность татов на территории Азербайджана. Это в первую очередь связано с тем, что таты уже свыше столетия в массовом порядке слились с азербайджанскими тюрками и подверглись ассимиляции. Но наряду с этим, в источниках разных времен можно ознакомиться со сведениями, отражающих численность татов. Эти сведения могут создать относительные представления по поводу численности этой этнической группы.

В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о численности татов пишется следующее: «Число их доходит до 135 тысяч».

Эльшан Мустафаев (HAH) Kultura.Az


Источник: http://lezgistan.tv/tatskaya-assimilyaciya/kto-takie-taty-azerbajdzhancy-ili-persy/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Где проживают таты? История нации в России Копченого угря в минске

Таты кто они по нации Кто такие ТАТЫ азербайджанцы или персы?
Таты кто они по нации Таты - Газета Ноев Ковчег
Таты кто они по нации Таты и горские евреи
Таты кто они по нации Таты - Радио Свобода
Таты кто они по нации Михаил Ханукаев
Таты кто они по нации Анекдоты про новых русских 15
Таты кто они по нации ВАЗ 2107: тюнинг своими руками
Таты кто они по нации Виртуальная любовь и виртуальные отношения - правда или вымысел
Таты кто они по нации Впечатления в подарок для чиновника и не только / Коррупция. Нет
Горелка для биокамина своими руками : разновидности отопительных блоков Для взрослых: фильмы смотреть онлайн или скачать бесплатно в Интересные фото и статьи - t Как смастерить помпоны из бумаги своими руками: пошаговая инструкция Лаки от CND Vinylux идеальный маникюр всего за Олимпиады и конкурсы - Система дистанционного образования Поздравления с днем рождения на 3 года мальчику

Похожие новости