Нравственное отношение к природе является

Несмотря на то, что мораль есть всечеловеческим феноменом, существует немало оснований для выделения модификаций нравственных отношений и соответствующих ученик об этих отношениях Однако разновидностей нравственных отношений так много и они настолько разноплановые (\"разбросаны"во временной, пространственной, социальной плоскостях), что классифицировать их трудно В многочисленных трудностей принадлежит прежде всего проблема выбора основы (принципа) разделения На йлегше в этой ситуации прибегнуть к нравственное отношение к природе является дихотомии (греч dichotomia, от dicha - на две части и tome - сечение) - разделения исходного понятия на два противоречащих видовые понятия (моральные отношения людей можно события лить на личностные и внеличных, профессиональные и непрофессиональные), но такое разделение не позволяет выстроить сложную, многоступенчатую классификацииу класифікацію.

В основу деления морали на исторические типы положено специфику способа производства: в обществе с первобытным способом производства существует соответствующая, т.е. первобытнообщинная мораль, в обществе с рабовла асницьким способом производства - рабовладельческая т.д. Согласно этому делению характер морали определяется способом производства Поскольку и в современном мире существуют различные способы производства (первиснообщы нный, феодальный, капиталистический), то это усложняет проблему осмысления морали как всечеловеческого феноменну.

Признав, что мораль имеет всеобщий характер, наивно было бы игнорировать специфику морали народов Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании Однако и мораль даже одного народа далеко не однако кова, поскольку на нее влияет множество факторов: принадлежность к определенной религии, социальной, профессиональной группы и т.д. Кроме того, моральные отношения могут быть личностными (между приятелями, друзьями, влюбленные ими, родными) и внеличныхми.

Учение о личностных моральные отношения людей еще не вступило самостоятельного статуса, очевидно, потому что эти отношения традиционно сводят к анализу общения, добавляя иногда вопросы любви, брака и семьи

Достаточно разветвленной является этика внеличных нравственных отношений Она охватывает профессиональную этику (учительская этика, медицинская этика, юридическая этика, этика предпринимателя и др.) и непрофессиональную этику (учение о специфику морали европейских, азиатских, африканских, американских, австралийских и полинезийских народов; этика народов христианского, мусульманского вероисповедания и др..).

Особое место занимает нравственное отношение человека к природе Согласно этой схеме классификации нравственных отношений различают разновидности этической теории Учение о нравственное отношение человека к природе называют экологической этикой Нравственное отношение человека к неживой природе является важным разделом этого учения, который можно рассматривать как самостоятельное направление экологической этики (в отличие от учения о мо ные отношения человека к живой природе - биологической этики), что до сих пор не имеет адекватной названия Кстати, биологическая этика имеет своим предметом нравственное отношение человека не только к флоре и фауне, но и к себе, к человеку как живой существтоти.

Такая классификация разновидностей нравственных отношений условна, поскольку они не существуют в чистом виде Каждый человек, например, одновременно является представителем и человечества, и своего народа; находится и в личностных менных, и внеличных отношениях, принадлежит к определенной профессиональной группы и т.д. Однако без классификации нравственных отношений людей нельзя выявить и осмыслить их специку.

Этический аспект взаимодействия человека с окружающей средой

Необходимость ответственного (правового и морального) отношение человека к природе получила всеобщее признание лишь во второй половине XX в Правда, и сейчас ее одобряют не все

Большие надежды в деле охраны природы связаны с экологической этикой Однако до сих пор не определены ее специфика, структура, а проблемы экологической этики формулируются и отчасти решаются в лоне зага альной экологии, биологии, медицины, философии тощо.

Экологическая (греч oikos - дом, среду и logos - слово, учение) этика - отрасль этических знаний, предметом которой является нравственное отношение человека к живой и неживой природы

Моральный аспект отношения человека к неживой природы экологическая этика игнорирует Рассматривают его в общей экологии при анализе таких глобальных проблем, как охрана почв, чистота атмосферного п воздуха и пресной воды, защите озонового слоя Земли и т.д. При этом доминирует практически-утилитарный подход, взгляд на природу как на средство для жизни людей, игнорирование ее самоценности Однако лишь понимание необходимости сохранения природы мало высоконравственного отношения человека к природе, в том числе и неживой, предусматривает особое ее понимание, видения и переживания Речь идет не только о почет, но и любовь При рода следует любить, как сама жизнь А это предполагает формирование у человека, по словам русского писателя Михаила Пришвина (1873-1954),"чувство семейной внимания к природе\", не только нравственных чувств но и эстетических, прежде чувство красотред почуття краси.

Центральное место в экологической этике занимает биологическая этика Этот термин ввел в 1971 г. американский ученый Ван Ранселер Поттер (1911-2001) Однако зародыши биоэтики наблюдались в трудах Мысли лителив Древнего мира Например, в этике джайнизма среди принципов поведения человека был принцип ахимсы - неушкодження жизни (предписания его ориентировали на безграничную осторожность в обращении с любыми формами жизни) ее элементы содержали этические учения Гиппократа (ок 460 - ок 370 до н.э), Авиценны (980-1037), Парацельса (1493-1541), Т Персиваля (1740-1804), автора трактата" тыка", который стал основой"Этического кодекса врача", принятого в 1847 году на общенациональном съезде врачей США; вегетарианские идеи Пифагора (П пол VI в - нач V века до н.э), Плутарха, французских философов Мишеля-Эйкем де Монтеня (1533-1592), Вольтера (1694-1778), Ж-Ж Руссо, Л Толстогра (1694—1778), Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого.

Биоэтика изучает нравственное отношение человека к растительному (флоры), животного (фауны) мира и к себе как живого существа Каждая из этих частей биоэтики претендует на статус относительно самостоятельного учения В прежний шньому Советском Союзе и странах постсоветского пространства биоэтика отождествлялась и отождествляется с медицинской этикоою.

Вопрос о нравственное отношение человека к растениям и животным приобрело в последние десятилетия, особенно на Западе, актуальность частности, проблема нравственного отношения человека к растениям отчасти решается в рамках общей экологии О внимание человечества к этому вопросу свидетельствует хотя бы занесения редких видов растений в Красную книгу Однако жестокое отношение человека к животным на протяжении многих веков не п иддавалося моральном анализа и общественному осуждению Оно имело силу привычки Бесспорно, в первобытном обществе суровые законы выживания заставляли человека быть жестокой по отношению не только к животным, а и к людям, прежде иноплеминцив Со временем отношения между людьми смягчались, а их отношение к животным становилось еще более жестоким Если первобытные люди убивали животных для питания или защищаясь от ни х, то впоследствии их стали убивать и без надобности, часто для забавы, как в Римской империи Так, Гай Юлий Цезарь организовал травлю 400 хищных зверей; в играх, организованных императором Августом, их было 35 000; во время многодневного празднования победы римского императора Марка Ульпия Траяна (53-117) над даками в 107 г было затравленно 11 000 зверей, при римском императоре Публий Элию Адриане (7 6-138) за один день цирковых представлений убивали по сотне львов А после изобретения огнестрельного оружия уничтожения животных увеличилось во сто крат, в частности масштабным было уничтожение животного мира Америки выход цами с Европи з Європи.

результате варварского отношения человека к природе было уничтожено тысячи видов животных и растений, нанесен непоправимый ущерб флоре и фауне Земли

Лишь под влиянием экологического кризиса, реальной угрозы гибели жизни на Земле человечество спохватывается и признало свою ответственность не только за отношения между людьми, но и за природу, ее охрану, сохранена ния, гуманное к ней отношение Речь идет об активизации общественного мнения по защите природныхи.

Ученые, которые выступили в защиту природы, выясняли прежде исторические предпосылки, источники и культурные приоритеты, повлекших экологический кризис Позже их интерес сместился на определение циннисног го статуса природы в целом, особенно животного мира, в частности на установление оснований и пределов моральных обязательств людей о животных оживленное обсуждение проблемы"прав"животных предшествовала публикация кни г английского философа и религиозного деятеля Самюэля Кларка (1675-1729)"Моральный статус животных\", современного австралийского екофилософа Питера Сингера"Освобождение животных: новая этика общения с тварь инамы", работ современного американского екофилософа, лидера движения за права животных Тома Ригана, посвященных анализу возможного включения животных в сферу морального регуляцийарин у сферу моральної регуляції.

Для европейской традиции это вопрос не новый Однако животных длительное время считали средством для достижения определенной цели, которой был благосостояние человека Таких взглядов придерживался И Кант:"Относительно живой, хотя и и лишенной разума, части животных насильственное и одновременно жестокое обращение с животными еще более противно долгу человека перед самим собой, поскольку этим притупляется сочувствие человека к их страдать ань и ослабляются и постепенно уничтожаются природные задатки, очень полезны для нравственности в отношениях с другими людьми, хотя человек имеет право на их быстрое (осуществляемое без мучений) умерщвление или на то, щ об заставлять их делать напряженно, но не свыше силу (с такого рода работой и людям приходится мириться)итись)".

Современные западные этики, которые выступают радикальными защитниками прав животных, признают самоценность животных и предлагают включение их в сферу морального отношения человека При этом отмечают, что утилит тарная значимость гуманного отношения человека к животным полезна, однако одной пользой оно не ограничивается частности, радикальные защитники животных считают, что чистота нравственного мотива по отношению к животным и не порушне соблюдения долга возможны лишь при условии признания животных членами"морального сообщества"При этом нравственные обязанности людей о животных приравнивают к элементарных норм морали Признавая и интересы животных равными интересам людей, призывая к вегетарианству и отказа от использования животных в экспериментах, эти ученые исходят из того, что нет достаточных оснований, которые позволяли бы человеку ограничивать права других живых исих живих істот.

В нежелании признать интересы животных немало ученых видит обнаружения"видового шовинизма"человека, который необходимо преодолеть, поскольку моральное право является формой универсальной регуляции человеком, не вичер рпуеться налаживанием отношений внутри человеческого общества Как мораль когда-то перестала определять отношения только внутри рода или племени, так с признанием прав животных она перерастает границы л Иуды видського виду.

Этологи (ученые, изучающие поведение животных в естественных условиях, обращая основное внимание на анализ генетически обусловленных компонентов их поведения, а также на проблемы эволюции поведения животных) на поля ягають на том, что поведение высших позвоночных - обезьян, слонов, собак, кошек, дельфинов и т.д. - нельзя по-настоящему понять и истолковать, не допустив наличии у них зародышей мышления А некоторые из исследователи считают, что у животных есть зачатки способности к ценностной мотивации, механизмы поведения, близкие по функциям с предписаниями морали (\"поведенческие аналоги морали\", как назвал их австрийский ет никакой беды Конрад Лоренц (1903-1988)),"спонтанная доброта"(термин современного американского ученого С Сапондича) К"спонтанной жертвенности\","спонтанной доброты"ученый относит те случаи,"когда реакцию животные невозможно объяснить как рефлексивную или инстинктивную, и остается предположить понимания им добра и злаалишається припустити розуміння нею добра і зла".

распространенным аргументом, на основании которого животных лишают права на моральное к ним отношение, является утверждение об отсутствии у них ума, а следовательно, и способности быть субъектом морали И с этим утверждаю енням нельзя не согласиться У животных действительно нет способности к абстрактному мышлению, и они не могут быть субъектом не только нравственных отношений, но и любых других Однако это не мешает им быть объект объектом нравственные, гуманного отношения людей А по уму, то у животных есть другие, неизвестные нам, средства отображения действительности, благодаря которым они универсально приспособлены к жизни в естественной среде Поэтому, разрушая природу, люди лишают их универсальной жизнеспособности, которой животные достигли в процессе эволюциилюції.

Людям, которые любят природу, поняла, хотя и не всегда убедительна, позиция ученых, которые считают, что наличие разума не является признаком, проводит четкую грань между человеком и животными Защищая эту позы ицию, обращают внимание на такой парадокс: если совершено преступление против умственно, а следовательно, и морально неполноценного человека, то это осуждается по всей строгости, а такой же поступок против животные законом д озволяеться Но даже отсутствие у животных ума не лишает их прав быть объектом нравственных отношений и не дает основания человеку считать свой вид этическим центром Вселеннойту.

целом защитники природы признают то, что основой нравственного отношения к животным является сожалению, сочувствия, умения понимать состояние другого существа По их мнению, сознание человека на любом уровне городов стихийно не представления о ценности любой жизни и о сходстве ощущений и переживаний человека и животных радикальные защитники считают, что животные являются равноценными и равноправными с людьми Первым эту точку зрения высказал английский философ Иеремия Бентам (1748-1832), который утверждал, что, оценивая свои действия в отношении другого существа с позиции морали, никто не спрашивает, умеет ли он говорить, имеет ум ЦИК Авито прежде всего то, может это существо страдать Осуждая человека, заставляет страдать животное, люди не выстраивают сложные умозрительные конструкции, а переживают спонтанное чувство жалости - спивчуваютвають.

Ощущение человеком эмоциональной близости к животным обусловлено устойчивой психоэмоциональной структурой, благодаря которой"семейная внимание ко всему живому"становится глубоким чувством"Сентиментальная привязанность к тв Варин и даже растений, - писал американский философ, медик Рене-Жюль Дюбо (1901-1982), - все это свидетельствует, что где-то в психике человека сохраняются биологические и эмоциональные побуждения, приобретенные в ходе эволюции которых она никак не может избавиться от"Нравственное отношение человека к природе, в частности чувство жалости, сострадания, эмоциональной близости к животным, предполагает высокий уровень его эмоционального и нравственного развития й морального розвитку.

Моральные чувства важны для духовной культуры личности Так, наличие чувства жалости, сострадания выражает моральную позицию человека, является формой непосредственного постижения нравственных требований, которые предъявляет к лю Иудины общество Потребность анализа нравственного статуса животных как результат культурно-исторического развития человечества отражает новые взаимоотношения общества и живой природди.

О современный уровень нравственного отношения человека к животным свидетельствует создана Международным союзом охраны природы и природных ресурсов Красная книга, которая содержит информацию о распространении, численности, би иологию и средства охраны редких видов животных и растений всего мира Постоянное дополнение ее новыми данными позволяет контролировать охрану и восстановление флоры и фауни.

Одним из радикальных видов борьбы за пересмотр традиций и правил обращения с природой является вегетарианство (позднелат - растительный) - учение и образ жизни, которые не допускают употребление в пищу мяса животных

Существует по меньшей мере три вида вегетарианцев, которые отличаются как строгостью диеты, так и численностью сторонников бескомпромиссные (их меньше) настаивают на том, что питаться человек имеет лишь сырым мы фруктами и орехами Любое другое меню, по их мнению, морально недопустимо Вторая группа вегетарианцев считает возможным потребления еще и овощей, зелени и злаков, использование для приготовления пищи огня многочисленная группа вегетарианцев позволяет потреблять, кроме названных продуктов, молоко и яйца Сторонники такого образа жизни убеждены, что действительно гуманное отношение человека к животным несовместимо с сп оживание их мясм'яса.

Современная экологическая реальность, по убеждениям сторонников вегетарианства, заставляет рассматривать его как морально оправданную, ориентированную на будущее альтернативу традиционному способу питания повсеместным не принятие вегетарианства способствовало бы и охране природы, и прямому сохранению видов животных, которых все еще потребляют, и перемещению проживания домашних животных в природную среду с сохранением биологической ценности их генофонда, а также оздоровлению морали в современном обществі.

Защищая свои взгляды, вегетарианцы утверждают, что растительная пища, если потреблять бобовые, молоко, яйца, обеспечивает человеческий организм всеми необходимыми питательными веществами Без мяса животных человек может е обойтись, поэтому их убийство с целью добывания пищи ничем не оправданное время они убеждают во вреде питания мясом, поскольку токсичных веществ, что является результатом чрезмерного применения х имичних удобрений и пестицидов (средств борьбы с вредителями и болезнями растений) в сельском хозяйстве, больше накапливается в организме тех, кто потребляет продукты животного происхождения А в жировой ткани вегетарианцев концентрация токсичных веществ незначительна, а то и полностью отсутствует Поэтому вегетарианство рассматривается ныне как способ адаптации современного человека к экологической неблагополучия окружающей окружающей среды, негативных изменений в образе жизни, в частности в малых нагрузок, гиподинамии и т.д. Проблемам вегетарианства посвящены сотни работ, исполненных страстных аргументов Такими нередко является их названия, например:"Я никого не ем!ого не їм!"

Традицию европейского вегетарианства начал древнегреческий философ Пифагор, который запрещал убивать животных, а тем более их потреблять, поскольку животные имеют душу Рекомендуя своим последователя ам вегетарианский образ жизни, ученый утверждал, что,"довольствуясь невинной, чистой и гуманной пищей, они будут наслаждаться здоровьем, душевным равновесием, спокойным сном и иметь высокие умственно и и моральные качества"Отказ от употребления животного мяса, по его мнению, особенно необходима для людей, причастных к политике Ибо"кто возмущается убийством других созданий как деянием неправедным и непр иродним, то будет считать еще более беззаконным убивать людей или начинать войнурозпочинати війну".

Пифагор избегал как убийства, так и убийц Считая животных родственными людьми существами, он видел связь между употреблением мяса и ожесточением человеческого сердца Отказ от него рассматривал как путь к мор рального очистки и установления справедливости в меж-отношениямиах.

К неприхотливости, потребление простой растительной пищи призвал и римский философ Л-А Сенека

Плутарх считал, что настоящее, неиспорченное нравственное чувство человека не может смириться с гибелью животных, близких человеку существ:"Мы не можем заявлять особых прав на животных, существующих на суше, которые и питаются одинаковой пищей, вдыхают то же воздух и пьют ту же воду, как и мы, при их умерщвлении они беспокоят нас своими ужасными криками и заставляют стыдиться нашего поступка"За его убеждений ниями, питание мясом является проявлением варварской жестокости человека, совершающего несправедливое, дикое убийство Те, кто им питается, считают хищными и жестокими львов, тигров и змей, хотя сами не посту паються им в варварстве Но если для хищников убийство - единственное средство существования, то для людей оно излишней роскошью, преступлением Моральная тяжесть такого преступления усиливается беззащитностью животного перед лю единственной Плутарх отмечал, что атрофия совести и нравственных чувств человека достигла крайних пределов ее уже не волнует ни красота животных, ни жалобные, ласковые звуки их голоса, ни их способность принимать решения Морал ьна человек, за Плутархом, должно заботиться о своих лошадей и собак не только тогда, когда они молоды, а в старости, когда они уже не способны к робот здатні до роботи.

Главная мысль, которая характеризует отношение Плутарха к животным, воплощенная в таком его высказывании:"Закон и правосудие касаются только человечества; но доброта и благоволение могут распространяться на ист тот любых видовидів".

Долгое время идеи вегетарианства игнорировались Возрождения их состоялось благодаря стараниям французского философа, политика М-Э де Монтеня Жестокое отношение людей к животным он объяснял инстинктом Неля юдськости По его мнению,"жестокость в отношении животных, связана с жестокостью по отношению к людям, свидетельствует о природные склонности к жестокости А после того как в Риме привыкли к зрелищам убийства животных, перешли д в зрелищ с убийством и осужденных и гладиаторовладіаторів".

В XVШ в идеи вегетарианства защищали Вольтер и Ж-Ж Руссо частности, Вольтер утверждал, что гуманность является добродетелью всех добродетелей, которая должна распространяться и на отношение к животным Основанием д для вегетарианства он считал как близость животных человеку, так и принципы справедливости Обосновывая мысль, что питание мясом не свойственно человеку, Руссо обращал внимание на то, что дети оказывают перева гу овощам, фруктам, молочным блюдам, безразлично относясь к мясу Он призвал не портить естественный вкус детей, не приучать их к мясу животных хотя бы ради того, чтобы не портить их характер, поскольку и любители мясных блюд часто бывают жестокими людьми людьми.

Идеи вегетарианства активно защищал Л Толстой, считая отказ от мяса закономерным результатом социального прогресса, естественным следствием образования Сначала человечество должно перейти к питанию зерном и корнями, а затем - к потреблению плодов Питание мясом, по его словам, является негативным моральным явлением, заслуживающим осусуд.

Среди сторонников вегетарианских идей бытует мнение, что отказ от мяса не гарантирует права считаться истинным вегетарианцем Для этого необходимо постоянно совершенствовать свои моральные качества, освобождает смеяться от всего злогоо.

Многие моральных проблем возникает в связи с экспериментами на животных Даже элементарные представления о физиологические функции человека возникли на основе данных, полученных благодаря этим экспериментам Более Агат из них было проведено в эпоху, когда еще не знали наркоза Именно тогда возникло движение против вивисекции (лат vivus - живой и Sectio - сечение) - операций на живых животных с целью изучения функций организма действия на него различных веществ, разработки методов лечения тощтощо.

результате борьбы общественности против жестокого обращения с экспериментальными, лабораторными животными, иногда приобретало экстремальных форм, был утвержден международные документы, регламентирующие ют эту работу Одним из основных таких документов является"Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных\", принятый в 1985 г Международным советом медицинских научных обществ (CIOMS) Основные его положения предусматриваютпередбачають:

- замену экспериментальных животных использованием математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем in vitro;

- использование минимально возможного количества животных;

- соблюдение таких этических императивов, как надлежащая забота о животных и предотвращения или минимизация дискомфорта, дистресса, боли;

- поскольку то, что причиняет боль человеку, причиняет боль и животному, следует использовать анестетические (лишают чувствительности), анальгетические (ослабляют или снимают боль), седативные (болевгамовуючи) средства Если по условиям эксперимента необходимо обходиться без таких средств, то его следует проводить только после обязательного одобрения этического комитета Если после эксперимента животное обречено на страдать ния, хронические боли или тяжелое увечье, ее следует безболезненно умертвитьти.

Единодушия в этом нет Радикальные защитники животных выступают за полный запрет таких экспериментов, а медики утверждают, что без экспериментов на животных и даже на людях обойтись невозможность жливо.

Вряд ли человечество готово отказаться от потребления животного мяса и медицинских экспериментов на животных, однако влияние вегетарианцев и других защитников животных мораль трудно переоценить


Источник: https://uchebnikionline.com/etika_estetika/etika_-_toftul_mg/klasifikatsiya_riznovidiv_moralnih_vidnosin.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Отношение к природе как цель нравственного воспитания 1984 Тесто на лапшу пошаговое фото

Нравственное отношение к природе является 32 Классификация разновидностей нравственных отношений
Нравственное отношение к природе является Отношение современного человека к Природе. Добро, зло
Нравственное отношение к природе является Природа, нравственность, человек 1984 Александрова Р.И
Нравственное отношение к природе является Проблема нравственного отношения человека к живой
Нравственное отношение к природе является Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. 1
Вербицкая М. В. Forward. Английский язык для 8 Выиграл приз отдай налог - Финансы - Новости Санкт Гель ферментативный с папаином для холодного распаривания кожи от Коры Дата в приказе на отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет Заболевания ногтей Как вы поняли отношение автора к Обломову? - Школьные Курьер 4 от г. by Егорьевский КУРЬЕР О супружеских отношениях Православие и мир Отделка кухни пластиковыми панелями, фото дизайн оформления

Похожие новости