Литературный монтаж в сценарии

Практика создания сценариев показывает, что достаточно часто сценарист использует уже готовые произведения литературный монтаж в сценарии искусства в сочетании с документами. Все эти кусочки, элементы соединяются в целое. При этом все лишнее уходит, а значимое, существенное для выбранной темы остается. Этот прием создания сценария, прием композиционного построения материала называется монтажом. Монтаж – это мысль художника, его видение мира, выраженное в отборе и сопоставлении кусков кинематографического действия в наиболее выразительном виде. Все это можно сказать и о сценарном монтаже. Слово «монтаж» пришло к нам из французского языка и является синонимом слов «сборка», «соединение».

Монтажный метод получил свое распространение уже в 20-х, 30-х годах 20 века и представлял собой соединение отдельных кусков из разных материалов в единое целое. Такими кусками служили произведения прозы, поэзии, документы, статьи и т.п. Этот метод и сейчас является основополагающим в композиционном построении материала при создании сценариев. Монтаж документов, фактов, музыки, пластики, хореографии определяет мастерство сценариста.

В драматургии сценариев необходимо учитывать влияние кинокадров, освещения, звука и т.д. Сценарист должен дать возможность будущему зрителю не видеть факт, а чувствовать его, судить его развитие и значение. Процесс монтажа – это изменение системы мышления, трансформации точек зрения участников культурно-досуговой программы.

В драматургии сценариев культурно-досуговых программ, за исключением авторских сценариев, в которых все слова принадлежат автору, включая стихотворения и песенные тексты, используются определенные приемы использования монтажа. Перечислим наиболее распространенные:

· Контрастный – это прием монтажа, использующий сближение противоположностей. По контрасту можно строить и блоки, и эпизоды, и даже единицы сценической информации. Здесь важно наличие двух конфликтующих фактов, острая борьба которых реализуется через монтаж.

· Параллельный монтаж включает в себя две различных тематических действенных линии, связанных между собой каким – то определенным элементом, внутренним контактом.

· Одновременный прием монтажа реализуется на нескольких сценических площадках (разных частях зала, на сцене и экране и т.д.), действие на которых протекает в единый временной отрезок.

· Все выразительные средства драматургии сценариев, направленные на подчеркивание основной мысли, используется в таком приеме монтажа, как лейтмотив.

-13-

аргументирующих какую-то грань темы и идеи, наличием события, вокруг которого завязывается драматическое действие.

Композиционная целостность в драматургической конструк­ции культурно-досуговой программы не сводится к простой сум­ме эпизодов, а достигается, прежде всего, за счет объективно не­обходимого их количества, наиболее полно раскрывающих авторский замысел, а также преемственной тематической связью между ними. Каждый эпизод относительно самостоятелен как по теме, так по содержательной направленности, но в общем контек­сте сценария является неотъемлемой частью целого. Следует учи­тывать, что композиционная целостность культурно-досуговой программы достигается не только логическим построением дан­ных эпизодов, а, в первую очередь, системой связей, возникающей в сюжетной конструкции сценария, которая складывается из взаимодействия документального и художественного материала, его органическом синтезе, в оправданности и согласованности внутренних средств выражения содержания, приемов и способов его сценической реализации.

В композиционном построении сценария, культурно-досуго­вой программы особую роль играют сюжет и сюжетный ход, которые, как правило, являются творческим открытием сценари­ста. Именно найденный сюжетный ход - художественный прием - характеризует драматическое произведение как целостное, не­повторимое и оригинальное по композиционному построению.

Реализация закона контрастности в сценарии вытекает из сущности диалектического закона единства и борьбы противо­положностей и является важнейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сценарного материала в куль­турно-досуговой программе. В основе композиционного по­строения материала по контрасту лежит стремление сценариста показать факты, явления и процессы окружающей действитель­ности в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие драматического конфликта в сцена­рии, позволяет активизировать мышление зрительской аудито­рии, придать культурно-досуговой программе ярко выраженный художественно-публицистический характер.

Использование контрастов играет большую роль в эмоцио­нальном восприятии содержания культурно-досуговой програм­мы. Убежденность личности в правоте тех или иных идей не может формироваться без опоры на ее чувства. Известно, что эмоции человека делятся на положительные и отрицательные. Формирование чувств происходит не только в процессе положи­тельных переживаний, но также и через отрицательные эмоции и переживания. И часто положительное чувство рождается в «борьбе» положительных и отрицательных эмоций. При воспри­ятии содержания культурно-досуговой программы, построенной на контрасте, зритель

-14-

испытывает гамму переживаний, окра­шенных как положительными, так и отрицательными эмоциями. Причем эти эмоции находятся не в статичном состоянии, а постоянно взаимодействуют, «борются», и это «борьба» эмоций оказывает влияние на интеллектуальную сферу зрителя, в кото­рой образуется своеобразный конфликт между тем, что уже уста­новлено в сознании, и тем, что возникает в процессе восприятия содержания. В конечном итоге сознание зрителя обогащается, ак­тивное восприятие положительно влияет на развитие личности.

Закон подчиненности всех выразительных средств худо­жественного произведения идейному замыслу. Одна из трудных задач, которую решает сценарист при создании драматургии программы - это умение оказаться на уровне своего собственно­го замысла, то есть разработать адекватное замыслу содержание программы. Реализовать замысел содержания - значит отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, авторскую позицию.

Важно подчеркнуть, что все художественные компоненты, в зависимости от места расположения в сценарии культурно-досуговой программы, могут нести различную смысловую на­грузку, свою эстетическую направленность. Отбирая для сцена­рия те или иные художественные фрагменты, важно определить их идейно-тематическую соотнесенность с общим сценарно-режиссерским замыслом будущей программы. Наиболее высо­ким творческим успехом сценариста считается умение соеди­нить идейно-эмоциональные средства, которые, взаимодействуя между собой, дают возможность добиться воплощения идеи ху­дожественного замысла.

Решение такой творческой задачи требует от сценариста больших интеллектуальных и эмоциональных затрат, развитого художественного вкуса, тонкого чувства современности, глубо­кого знания произведений литературы и искусства. Смысловым содержательным стержнем в этом творческом процессе выступает художественное мышление сценариста, развитые творче­ские качества, такие, как воображение и фантазия, умение в эмоционально-образной форме реализовать свой замысел.

Закон соразмерности при работе над драматургией культурно-досуговой программы базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Первым ориентиром в от­боре сценарного материала служит, как правило, событие, кото­рому посвящается та или иная культурно-досуговая программа. Событие, его масштаб и содержательная направленность опре­деляют «границы» отбора материала. На втором этапе работы с материалом, изучая проблему, сценарист из массы материала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу.

Целостность драматического произведения во многом зави­сит и от количественного соотношения материала. Объем и ха­рактер сценарного

-43-

общения между сценической площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал.

Метод работы над художественным словом, творческий анализ и подход к нему должны быть углублены. Их основная задача – подвести к профессиональному уровню сценического мастерства. Для того чтобы преодолеть трудности, с которыми придется столкнуться молодому актеру, чтецу, ведущему при исполнении сложного по содержанию и форме литературного произведения, он должен непременно упражняться в умении находить в себе необходимую внутреннюю творческую готовность к исполнению такого произведения. Этого требует сценическое искусство, это необходимое условие творческого труда.

Необходимо обратить внимание на то, каким кругом способностей, знаний и умений, которыми должен обладать исполнитель:

1. Понимать и чувствовать исторически сложившийся характер своего народа, то есть быть отчасти историком и социологом. Условия возникновения и развития публичных чтений заложены в природе русского национального характера. В определенную историческую эпоху эти условия реализовывались в творчестве выдающихся мастеров и получили в наши дни широкое развитие.

2.Профессионально ориентироваться в вопросах истории и современного состояния родного языка особенно в области фонетики и литературного произношения.

3.Уметь разбираться в художественных достоинствах литературного произведения, добиваться выработки безупречного вкуса при выборе материала для публичного чтения, то есть быть отчасти литературоведом и критиком.

4.Быть внутренне подготовленным к тому, чтобы «разделить искренне с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу», когда дело касается сочинения поэтического. Знать механизм стиха и уметь приводить его в действие в момент исполнения, то есть быть отчасти поэтом или, по крайней мере, быть душевно подготовленным к поэтическому восприятию мира.

5.Понимать соразмерность частей, части и целого в одном литературном произведении, верно соотносить и соподчинять друг другу разные произведения, если речь идет об опорной литературной композиции, то есть быть отчасти архитектором и композитором.

6.Должен быть технически подготовлен: владеть дыханием, голосом, безупречной дикцией[8].

-42-


Источник: http://studopedia.org/2-16070.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Монтаж как основной метод создания сценария массовых Как сделать уголок из пластика

Литературный монтаж в сценарии Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности
Литературный монтаж в сценарии Монтаж как способ мышления сценариста - Драматешка
Литературный монтаж в сценарии Сценарий литературный монтаж на 8 марта ВКонтакте
Литературный монтаж в сценарии Как писать сценарии для анимации? Журнал «Сеанс»
Литературный монтаж в сценарии Студопедия Монтаж в сценарии театрализованного
Как правильно оформить сценарий Сей-Хай Optimed » Вопросы и ответы Анекдоты категории Б Анекдот про вампира Заходит в бар для Вышивка бисером своими руками - схемы, фото и видео и Гель лак UNO, гель лак УНО купить СПб, УНО гель лак Кофточка спицами "Сама элегантность" Вяжем с Лана Ви Лазерная коррекция зрения Киев Цена Клиника АИЛАЗ